National Olympic Committee of the Republic of Belarus
Irina Sumnikova (Sviridenko)

Sport: Basketball

Date and place of birth: 

15.10.1964, Minsk

Honours and awards:

Merited Master of Sports of the USSR (1992).

Holder of the medal "For outstanding achievements in sport".

Achievements:

Champion of the XXV Summer Olympic Games in Barcelona (as part of the CIS national team)

Bronze medalist of the XXIV Summer Olympic Games in Seoul (as part of the USSR national team)

Silver medalist of the World Cup 1986

Two-times European champion in 1989, 1991

Two-times bronze medalist of the European Championship in 1995, 1999

Two-times champion of Russia in 2000–2002

Bronze medalist of the Russian championship in 2002-2003

Three-times medalist of the Hungarian championship in 1998–2000

Silver medalist of the USSR championship in 1989

Bronze medalist of the USSR Cup in 1982

Bronze medalist of the People’s Spartakiad of the USSR in 1983

Played for basketball clubs Horizont, Minsk, Belarus from 1980 to 1992, Oberhausen, Germany from 1992 to 1994, Poshta, Sopron, Hungary from 1994 to 1996, VSE, Budapest, Hungary from 1996 to 2000, Dynamo, Moscow, Russia from 2000 to 2003.

Short biography:

Irina Sviridenko was born in a large family in Minsk on 15 October 1964. All family members were avid sports enthusiasts. Irina’s mother was the captain of the small family team. She took the kids for skiing in winter and cycling in summer. Then the initiative passed to the eldest son. One day he hang a basketball hoop on a tree in the garden of a private house. Since then the younger ones - George and Irina - competed for hours in the distance and accuracy of shots. Back then they did it just for fun.

No one expected that two Olympic champions would grow up in the same family.

Irina tried many sports as a kid. At first she asked her parents to enroll her into a gymnastics or figure skating class. She was good at gymnastics, but she joined the class too late. As for figure skating, it did not work, either. There were all kinds of sports equipment at home (bicycles, rackets, skis, balls), so the parents decided not to buy her figure skates.

Irina tried her hand at many other things. She danced in a folklore ensemble, sang in a choir, and in the fourth grade she added swimming to her daily routine.

Irina had a great passion for physical education lessons at school. She learned everything on the fly. After demonstrating basketball dribbling, she received an invitation to a children's sports school. At the same time, she also did incredibly well in short-distance running and high jumps.

She tried to combine basketball and track and field. However coach Tatyana Masich persuaded Irina and her parents to finally decide in favor of basketball and to get enrolled in a sports class at School № 44.

From the age of fifteen, Irina began to play for the team of Minsk-based Horizont led by Semyon Khalipski. Her distinguishing features were her ability to anticipate the situation and quickly move around the court.

She was a great point guard. She was absolutely stunning in this position. She could do everything on the court, which made her rivals stand in awe.

Irina Sviridenko played for Horizont during its heyday. The team was made up mostly of players of the national team of Belarus. For ten years, Belarusian basketball players always competed for the right to become one of the USSR’s top three teams. Irina had good chances to get into the USSR national team.

Yevgeny Gomelsky (famous basketball coach) invited Irina to join the national team in 1984. She was viewed as a valuable player and his right hand.

Irina began performing under the name of Sumnikova in 1987.

In September 1988, the Sviridenko family got two reasons to celebrate. Her brother Georgy became the Olympic handball champion in Seoul, and Irina won a bronze medal at the same Games in the basketball tournament.

But the biggest victory of Irina Sumnikova was still ahead. Her team took part in the Summer Olympic Games 1992 in Barcelona. The USSR team was viewed as the main challenger of the CIS team. But the best basketball players from all over the former Soviet Union managed to push them not even to the second, but to the third place. The leadership skills of the CIS team leader were undeniable. She inspired and encouraged her teammates to act fearlessly on the court.

In 1992 she signed a contract with the club Oberhausen from Germany, and in 1994 she was invited to play for the Russian national team. At the Olympic Games in Atlanta, her team landed fifth, losing one point to the opponents from Australia.

However, the girls did not doubt that they would be able to make up for it in four years. The coach and the experienced point guard understood each other halfword at the Seoul 1988 Summer Olympics, Barcelona 1992 Summer Olympics, and Atlanta 1996 Summer Olympics. And it was easy to imagine how frustrated Yevgeny Gomelsky was because of the injury Irina got at the Sydney 2000 Olympics.

She was badly injured by Cuban player Maria Leon. The injury turned out to be a fracture with a displacement of the cheekbone. At the time, Irina didn't know how serious her injury was, so she went to the court to play again. She ended up breaking an arm.

At first Irina Sumnikova received a cosmetic surgery right away in Australia. The surgery was followed by several months of rehabilitation at home.

The legendary point guard was not defeated. She was simply removed in the most indecent way.

Her last international tournament was the semi-final of the 2001 European Championship; she did not make it to the final.

Since 2005 Irina Sumnikova has been working in the Russian Basketball Federation. Simultaneously she was elected member of the FIBA-Europe Women's Commission (2006–2010), and re-elected for a second term (2010-2014).

After passing a difficult exam in Zagreb in 2008, she became the first female FIBA Commissioner in Russia.


Share:

Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь
СУМНИКОВА (Свириденко) Ирина Владимировна 17.08.2016

Вид спорта: баскетбол.

Дата и место рождения: 15.10.1964, г. Минск.

Награды и звания:

Заслуженный мастер спорта СССР (1992 г.).
Медаль «За выдающиеся достижения и результаты в спорте».

Достижения:

Чемпионка ХХV летних Олимпийских игр Барселона-1992   в составе сборной команды СНГ.
Бронзовый призер ХХIV летних Олимпийских игр Сеул-1988 в составе сборной команды СССР.
Серебряный призер чемпионата мира в составе сборной команды СССР 1986 г.
Двукратная чемпионка Европы 1989, 1991 гг.
Двукратный бронзовый призер чемпионата Европы 1995, 1999 гг.
Двукратная чемпионка России 2000–2002 гг.
Бронзовый призер чемпионата России 2002–2003 гг.
Трехкратный призер чемпионата Венгрии 1998–2000 гг.
Серебряный призер чемпионата СССР 1989 г.
Бронзовый призер Кубка СССР 1982 г.
Бронзовый призер Спартакиады народов СССР 1983 г.
Выступала за клубы Беларуси («Горизонт», Минск) 1980–1992 гг., Германии («Оберхаузен»)
1992–1994 гг., Венгрии («Пошта», Шопрон) 1994–1996 гг., («BSE») 1996–2000 гг., России («Динамо», Москва) 2000–2003 гг.

Краткая биография

Ирина Свириденко родилась 15 октября 1964 г. в г. Минск. В большой семье Свириденко всегда активно занимались спортом. Капитаном команды считалась мама. Таисия Степановна зимой заводила всех на лыжне, а летом предпочтение отдавалось прогулкам на велосипеде. Затем инициатива перешла к старшему сыну, который постоянно затевал всевозможные игры. А однажды в саду частного дома он повесил на дереве баскетбольное кольцо. И младшие – Жора и Ира – часами соревновались в дальности и меткости бросков. Тогда это было простой детской забавой.

И что в семье вырастут сразу два олимпийских чемпиона, никто не предполагал.

Ира не слишком торопилась с выбором. Сначала она просила родителей определить ее в гимнастику или фигурное катание. Первые тренировки в секции художественной гимнастики показали, что Ирина способная, но пришла поздновато. А фигурные коньки ей так и не купили, потому что в доме и так было достаточно всевозможного спортивного инвентаря: велосипеды, ракетки, лыжи, мячи.

После Ирина попробовала множество других увлечений. Она танцевала в фольклорном ансамбле, пела в хоре, а в четвертом классе в свой распорядок дня добавила еще и тренировки по плаванию.

К школьным урокам физкультуры Ира испытывала особую страсть. Прекрасно координированная, она все схватывала на лету. После демонстрации баскетбольного дриблинга, получила рекомендацию в детскую спортивную школу. В то же время специалисты по легкой атлетике уверяли, что у нее хорошие перспективы в беге на короткие дистанции и в прыжках в высоту.

Она пыталась совмещать занятия баскетболом и легкой атлетикой. Но тренер Татьяна Ивановна Масич оказалась настойчивой и убедительной, сумев уговорить Ирину и ее родителей окончательно определиться в пользу баскетбола и записаться в спортивный класс на базе школы № 44.

С пятнадцати лет Ирина стала выступать за команду столичного «Горизонта» под руководством Семена Халипского. Она выгодно отличалась от партнерш умением предвидеть ситуацию. Легко и быстро перемещаясь по площадке, Ирина перехватывала «мертвые» мячи, но особое чутье у нее обострялось в розыгрыше.

Великолепная разыгрывающая. В этой емкой фразе заложена не только специфика баскетбольного амплуа Ирины, в ней дана оценка ее редкому таланту. Такие игроки опаснее всего для соперниц, потому что умеют всё. Они не дают возможности соперницам свободно перемещаться под своим кольцом, их не терпят – под чужим.

С именем капитана – Ирины Свириденко связан лучший период существования минской баскетбольной команды «Горизонт», костяк которой составлял сборную Беларуси. На протяжении десяти лет белорусские баскетболистки неизменно боролись за право войти в тройку сильнейших команд СССР. У Ирины вырисовывалась перспектива играть за сборную СССР.

Известный баскетбольный мэтр Евгений Яковлевич Гомельский пригласил Ирину в сборную в 1984 году. Только ей он давал право игрока ценнейшего амплуа и считал ее своей правой рукой.

В 1987 года Ирина стала выступать под фамилией Сумникова.

В сентябре 1988 года в родительском доме Свириденко праздновали двойной успех. Георгий стал олимпийским чемпионом по гандболу в Сеуле, а Ирина завоевала бронзовую медаль на тех же Играх в турнире баскетболисток.

Но главная победа Ирины Сумниковой состоялась на XXV Олимпийских играх в Барселоне в 1992 году. Основными соперницами девушек из объединенной команды СНГ несомненно считалась американская сборная, ведущая роль в которой отводилась незаменимой Тересе Эдвардс. Но лучшие баскетболистки со всего постсоветского пространства сумели отодвинуть их даже не на второе, а на третье место. Лидерские качества капитана сборной были неоспоримы. Надежные партнерши смело бросались в атаку вслед за Ириной. 

В 1992 году она заключила контракт с немецким клубом «Оберхаузен», а в 1994 году ее пригласили играть за сборную России. На Олимпиаде в Атланте ее команда заняла пятое место, уступив одно очко сборной Австралии.

Однако тогда девушки были уверены, что сумеют реабилитироваться в глазах болельщиков через четыре года. Наставник и опытная разыгрывающая понимали друг друга с полуслова на Олимпиадах в Сеуле-1988, Барселоне-1992, Атланте-1996. И несложно представить, какой драмой для Евгения Гомельского обернулась травма Ирины на Играх в Сиднее-2000.

Сильнейший удар локтем мощной кубинки Марией Леон, обернулся для Ирины переломом со смещением скуловой кости. Тогда она еще не подозревала, насколько серьезна ее травма, и снова вышла играть. Второй тайм закончился переломом руки.

Пластическую операцию Ирине Сумниковой сделали прямо в Австралии. А затем уже дома последовали долгие месяцы реабилитации.

Великолепная разыгрывающая не ушла с площадки побежденной. Ее просто убрали самым некорректным образом.   

Последним ее международным турниром был полуфинал чемпионата Европы 2001 года; в финале она уже не участвовала.

С 2005 года Ирина Сумникова работает в Российской федерации баскетбола. Одновременно она вошла в женскую комиссию ФИБА-Европа (2006–2010), переизбрана на второй срок в женскую комиссию ФИБА-Европа (2010–2014).

В 2008 году Ирина Сумникова, выдержав трудный экзамен в Загребе, стала первой в России женщиной-комиссаром ФИБА.



Поделиться: