Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь
Ее всегда трепетно любили фотокорреспонденты. Еще бы: тоненькая, длинноногая, гибкая, с открытым миловидным лицом, с которого, казалось, не сходила ослепительно белозубая улыбка. Марина была просто идеальной моделью для беспроигрышно броских снимков. От снимающей не отставала и пишущая братия, легко соблазнявшаяся возможностью, в который уж раз описать историю современной образцово-показательной Золушки, простой девчонки из крохотного райцентра, ставшей знаменитой гимнасткой.

А родители, добрейшие и скромнейшие Викентий Дмитриевич и Фаина Семеновна, немного стесняясь звездности своей третьей дочери и, поначалу недоумевая, к чему, мол, такое повышенное внимание, вспоминали, как, поднявшись спозаранку, отправлялась она в Минск утренней электричкой на тренировку.

Могла ли Марина Лобач разминуться с художественной гимнастикой? Вполне вероятно, поскольку в силу определенных обстоятельств даже человек с абсолютным слухом может за всю жизнь так и не притронуться к скрипичному смычку или клавишам рояля. Но будем оптимистами: умница-фортуна почти всегда подбрасывает шанс, хотя бы крохотный, тому, кто отмечен печатью таланта. Худенькая белокурая девочка в гимнастическую секцию в Смолевичах попала почти случайно и, возможно, осталась бы равнодушной к самому чарующему из видов спорта, не приедь в их городок по распределению начинающий специалист Ирина Лепарская, которая смогла разглядеть если не будущую чемпионку, то, безусловно, одаренную от природы ученицу с хорошими данными.

Тоненькая, спина гибкая, носочки тянутся – просто находка для тренера. Обучив Марину гимнастическим азам, Лепарская связалась с известной в прошлом "художницей", заслуженным мастером спорта Галиной Крыленко: "Галя, есть интересная девочка! Посмотришь?"

Та посмотрела. Наметанный глаз определил безошибочно: задатки и впрямь прекрасные. Но помимо внешних достоинств вновь обретенная подопечная обладала не менее, если не более, важным – неиссякаемым трудолюбием. Она готова была работать в зале сутки напролет.

Темное зимнее утро, смахивающее на ночь, – зимой светает поздно. На железнодорожной платформе притоптывает от холода маленькая девочка с огромной спортивной сумкой, отворачиваясь от колючих снежинок. Наконец, сверкая золотистыми огнями, словно гигантский удав диковинной чешуей, из непроглядной тьмы выползает электричка. Девочка входит в вагон, видит знакомое лицо, здоровается. "Маринка! – всплескивает руками женщина. – Куда ж ты ни свет, ни заря, да еще с такой торбой?!"  "В Минск, на тренировку, – едва слышным голоском поясняет та, – хореография..."

Хореография, потом "чистая" гимнастика, следом занятия в школе-интернате спортивного профиля, снова тренировка, к вечеру – опять домой. Смертельная усталость и невидимые миру слезы, а еще учить уроки на завтра.

До поры до времени Марина путешествовала из Смолевичей в Минск и обратно, потом перебралась в столицу. К новой жизни с жестко заданным регламентом долго не могла привыкнуть, да и на тренировках поначалу было трудновато. Особенно тяжело оказалось приноровиться к своенравному "характеру" булав, которые нужно было поймать так ловко, особенно за спиной, чтобы по голове не стукнули. Зато эти самые, что ни на есть "фирменные" булавы ей сделал и покрыл краской отец – спортинвентаря хронически не хватало. По выходным Марина тренировалась дома у зеркала, делала себе красивые прически, и представляла, как выйдет к зрителям.

"Современная гимнастка, нацеленная на самые высокие вершины, – уже тогда утверждала Галина Александровна Крыленко, – примерно к тринадцати годам должна освоить все элементы любой сложности, к пятнадцати – выполнять их стабильно, приобрести имя на международной арене. В сущности, это путь Лобач".

Они долго и трудно шли к самой главной своей победе, поистине – "через тернии к звездам". Многочасовые тренировки, кропотливое повторение одних и тех же элементов, связок, комбинаций в непреклонном стремлении довести их исполнение до автоматизма... "Нет, нет, нет! – командовала Галина Александровна. - Стоп-стоп, так дело не пойдет. Давай-ка снова, Марина. И не умирай, пожалуйста. Москва слезам не верит. Что значит "не могу"? Надо делать через "не могу"! А то, что "могу", сделает каждый!" Прогон за прогоном, словно дубль за дублем, который вновь и вновь заставляет переснимать взыскательный режиссер, лепили они с тренером придуманный образ, воплощаемый на ковре. Стройная тоненькая актриса покоряла зрительные залы на все более престижных и представительных стартах.

В пятнадцать лет Марина сумела завоевать "серебро" первенства планеты в упражнении со скакалкой, была в полушаге от пьедестала почета в многоборье. В шестнадцать техника Лобач считалась почти образцовой. И все-таки по-настоящему головокружительных вершин, абсолютного успеха на чемпионатах и Кубках Европы и мира до главных состязаний спортивного четырехлетия ей достичь не удавалось. "Ничего, никакого уныния, – бодро заявляла тренер. – Наш свет в конце туннеля - Сеул, и вообще, научимся не делать ошибок сами, а не станем ждать чужих". И они вновь и вновь увеличивали тренировочные нагрузки, добиваясь безукоризненно чистого исполнения.

Лишь в преддверии Олимпиады-88 Марина впервые стала чемпионкой страны. А на европейском первенстве в Хельсинки ей и вовсе пришлось пережить нешуточное разочарование, что-то наподобие нокдауна. Благо, Крыленко сумела убедить ученицу отрешиться от  неудачи и, как ни в чем ни бывало, настраиваться на олимпийское сражение в Корее, где компанию ей должна была составить украинская гимнастка – Александра Тимошенко. Фаворитками же негласно считались болгарки, которых готовила знаменитая Нешка Робева.

И вот он – Сеул. Огромный, круглый, напоминающий цирковую арену зал, забитый зрителями, где сборная СССР за несколько недель до этого давала показательные выступления. Вдохновенное, безупречное исполнение белорусской "художницей" своих отточенных программ покорило корейскую публику. Особенно упражнение с лентой под бессмертную музыку из "Лебединого озера", и в нем – удивительно красивый элемент, когда Марина, непринужденно играя с предметом, балансирует на одной ноге. За все четыре композиции в финале соревнований она получила четыре "десятки"! Повторить подобное абсолютное достижение не смогли ни грозные болгарки, чемпионка мира Бианка Панова и Европы Адриана Дунавска, ни талантливая Александра Тимошенко.

А еще через несколько недель в динамовском зале после коротенького отдыха уже вовсю трудилась первая советская олимпийская чемпионка по художественной гимнастике. "Марина! – с показной строгостью отчитывала Галина Александровна именитую воспитанницу, когда у той не получалось какое-то движение. – Не хочешь тренироваться – оставь зал. Сюда приходят работать, а не прохлаждаться. Все. И олимпийские чемпионки в том числе". В ответ "бессонница болгарок" тихо шептала слова повиновения.

В настоящее время Марина Викентьевна Лобач работает тренером национальной сборной по художественной гимнастике.