Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь
ПЕТРИК Лариса Леонидовна

Родилась 28 августа 1949 г. в г. Долинск Сахалинской области.
Заслуженный мастер спорта.
Двукратная олимпийская чемпионка. Победительница  Игр XIXОлимпиады в Мехико (Мексика) 1968 г.  в командных соревнованиях и вольных упражнениях, бронзовый призер в упражнениях на бревне.
Чемпионка мира 1970 г.
Абсолютная чемпионка СССР 1964 г.
Награждена орденом «Знак Почета».
Первый тренер – Викентий Дмитриев.

...Декабрь 1964 года, Киев. Сенсационная спортивная новость: звание абсолютной чемпионки СССР по гимнастике выиграла никому до этого не известная воспитанница Витебской детской спортивной школы № 1 Лариса Петрик. А ведь тогда за высшие титулы в Советском Союзе боролись все представительницы гимнастической элиты – олимпийские чемпионки

Токио-64.

На помосте дворца спорта шли последние приготовления к церемонии награждения, а к комментаторской кабине Николая Озерова бежала худенькая, бледнолицая, с рыжей челкой девятиклассница. На 0,05 балла опередив свою тезку – великую Ларису Латынину, она заняла место в сборной СССР. Этим двум Ларисам и была оказана честь представлять страну на Универсиаде в Софии и на Кубке Европы.

Лариса Петрик была чемпионкой  СССР в многоборье ровно один год. А затем уступила первенство не прославленным Латыниной и Астаховой, а ровеснице Наталье Кучинской, которую специалисты объявили новым гимнастическим чудом. В остром споре представительниц белорусской и ленинградской школы прошло все предолимпийское четырехлетие. Зачастую ни специалисты, ни судьи не в состоянии были определить, кто все-таки талантливее и кому следует отдать предпочтение.

Лариса Петрик 1968-го – неузнаваема. Повзрослев, она изменилась внешне. От прежней хрупкости не осталось и следа. Поубавилось мальчишеского задора в движениях, появились подлинная артистичность, обаяние, грация. Ее техника отшлифована до совершенства. Гимнастка овладела наивысшим классом исполнения. Выступала она легко, непринужденно выполняя сложнейшие элементы, а ее живая улыбка завоевывала симпатии  зрителей.

Говоря о Ларисе, невозможно не вспомнить ее тренера Викентия Дмитриевича Дмитриева. Ровный, спокойный, неторопливый, он сумел научить ее именно тому, что людям, подобным Ларисе, дается невероятно тяжело – каллиграфической чистоте. Он ее школил, заставляя тянуть носок, держать спину, поднимать руку, красиво поворачивать кисть, как будто превращал алмаз в бриллиант.

Много спорили, какой снаряд у нее был коронным, какие прыжки «моднее». Лариса стремилась освоить прыжки Елены Волчецкой. Они долго не давались ей, но на первенстве страны 1968 году ее перевороты с винтовым поворотом заслужили 10-балльную оценку. Захватывало дыхание, когда Лариса на брусьях выполняла серию оборотов и перелетов с одной жерди на другую, замирало сердце, когда она исполняла на бревне упражнения повышенной группы риска. Но ни с чем не сравнима была ее «Цыганочка», которую девушка «отплясывала» с обворожительной улыбкой на устах – лихо, задорно, зажигающе! На трибунах равнодушных не было. Каждый зритель незаметно для себя начинал притоптывать и прихлопывать в такт. В момент ее спектакля как бы исчезали помост, ковер, судьи. Все забывали, что это спорт, и что кто-то сидит сбоку и придирчиво ищет незаметные для глаза ошибки. Она обожала быть любимицей публики. Казалось, аплодисменты для нее были важнее оценок.

На двух соревнованиях, которые предшествовали Олимпиаде-68, Ларисе Петрик не удалось завоевать золотые медали. Она была четвертой. И все же никто не сомневался в прогрессирующем мастерстве белорусской гимнастки.

Победа в олимпийском турнире сборной советских девушек в командном зачете стала прекрасным предзнаменованием. Второй наградой Ларисы в Мехико была бронзовая медаль за комбинацию на бревне. Строго говоря, судьи в Мехико были не очень щедры на высокие оценки. И, по мнению экс-чемпиона мира Юрия Титова, они слишком сурово оценили выступление Ларисы Петрик на этом снаряде.

Однако, несмотря на судейскую предвзятость, в зале «Аудиторио»  гимнастки в напряженной борьбе продолжали оспаривать награды в отдельных видах многоборья. И капитан советской сборной – неугомонная, темпераментная Лариса Петрик, разумеется, тоже жаждала победы.

Звездный час ее пробил 25 октября 1968 года. Лариса легко и грациозно вышла на ковер. Продемонстрировала филигранную технику исполнения элементов и получила самую высокую оценку на Олимпиаде – 9,9. Титул олимпийской чемпионки за вольную композицию Лариса Петрик – дебютантка Игр-68 – разделила с опытной победительницей в многоборье Верой Чаславска.  Обе девушки набрали одинаковую сумму баллов.  Вторая ступенька была пуста. А на третьей – Наташа Кучинская.

В родной Витебск Лариса вернулась с двумя золотыми и бронзовой наградами.

После Олимпиады она переехала в Москву, вышла замуж за Виктора Клименко, славного парня и известного гимнаста, и продолжала покорять зрителей своими задорными вольными мини-спектаклями. Помнится, первый успех к ней пришел вместе со стрельниковской «Холопкой», в которой дерзкая рыжая девчонка с легкостью исполняла лихие сальто. Второй успех ей принесла «Цыганочка». Но неизменный восторг вызывали ее новые вольные «Кармен», по сложности значительно превосходившие все предыдущие композиции. Зал замирал. Какое-то мгновение всем хотелось помолчать. А потом обрушивался шквал аплодисментов.

Покинув гимнастический помост, Лариса Петрик окончила Московский педагогический институт физической культуры, затем Московский государственный университет. Ушла работать на эстраду и еще долго радовала зрителей фрагментами своих вольных упражнений. Она оставалась актрисой гимнастики и тогда, когда вела на радио свои спортивные репортажи.


Поделиться: